Музей истории развития образования в Тульской области

Тула, ул. Ленина, д. 22а
+7 4872 56-73-62 доб. 144

Экскурсии







Музей ИПК

(к мероприятию "лучший музей")

Развитие образования в Тульской губернии прошло те же этапы, что были характерны для всей России. Однако деятельность конкретных людей придала ему те неповторимые черты, что отличают историю одного уголка земли от истории других мест, вызывают в душе гордость за дела предков.

1880

Экспонат музея. Псалтирь, в типо­графии Почаевския Успенския Лавры.

1891

А.Н. Бахметева Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству четиих­миней.

1834–1840

Сочинения В.Г. Белинского в 4­х томах. Т. 1.

1861–1922 гг. период после отмены крепостного права и начало становления СССР

(к мероприятию "лучший музей")

Всвязи с развитием промышленности и бумом железнодорожного строительства в России во 2-й половине XIX в. возникла необходимость подготовки значительного числа инженерно-технических работников. Эту задачу можно было решить через систему реального образования, где, в отличие от классического, упор делался на изучение предметов физико-математического и естественнонаучного циклов и современных языков вместо древних. В 1864 г. в России начали открываться реальные гимназии, преобразованные в 1872 г. в реальные училища. Выпускники реальных училищ были ограничены в правах по сравнению с выпускниками классических гимназий: они не имели права поступать в университеты, только в технические высшие учебные заведения. В начале XX в. права выпускников реальных училищ были расширены, и они смогли продолжить обучение на физико-математических и медицинских факультетах университета. Губернский город Тула – крупный промышленный центр – особо нуждался в реальном среднем учебном заведении.

Конец XIX – начало XX вв.

Прошение тульского мещанина Николая Николаевича Иванова на имя директора Тульского реального училища.

1878

Журнал (кондуит) ученика V класса Тульской губернской гимназии М. Усанова.

1906

Д. Менделеев. Основы химии. С.-Петербург, Типолитография М.П. Фроловой.

Начало XX в.

Пропись ученика I класса 2 отделения для домашних работ по чистописанию Соборнова Ивана.

18 августа 1900 г.

Свидетельство Акинфиевой Параскевы, ученицы Епифанского женского училища.

1904 г.

Коммерческое училище, ныне Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области.

27 октября 1913 г.

Программа ученического вечера для VII класса Тульского коммерческого училища.

1922–1941 гг. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА СТАНОВЛЕНИЯ СССР

(к мероприятию "лучший музей")

В 1918 г. все учителя губернии были пропущены через особые советы с участием представителей населения и учащихся старших классов на предмет непролетарского происхождения. Чаще всего профессиональные качества преподавателей не рассматривались. Большое внимание уделялось социальному происхождению и отношению к советской власти. Приветствовались публичное покаяние в своем непролетарском происхождении и поддержка большевиков. В результате работы этих советов некоторым учителям был дан отвод как нежелательным для работы в новой школе. Учителя занимались в школе в две смены, а вечером вели работу среди населения – в клубах, избаx-читальнях, в пунктах по ликвидации неграмотности. Вся эта работа проводилась в условиях плохого материального обеспечения, холода и голода. Не все учителя сумели выдержать такое положение. Некоторые из них бросали работу в школе и переходили на другие, лучше оплачиваемые должности.

1923 г.

Фотография экскурсии с конференции по ликвидации неграмотности.

1928–1930 гг.

Набор карандашей «Три витязя»: «Руслан», «Ратмир», «Рогдай».

17 февраля 1939 г.

Свидетельство Куприна Николая Гавриловича о присвоении звания учителя начальной школы.

1941–1991 гг. ВОЕННЫЙ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ВРЕМЕН СССР

(к мероприятию "лучший музей")

Большая группа учителей области с оружием в руках встала на защиту Отчизны. Многие из них показали чудеса храбрости на полях сражений и были награждены правительственными боевыми орденами и медалями. Учителю Веневского района С.К. Иванчикову за храбрость и мужество было присвоено звание Героя Советского Союза. Занятия во многих школах, в свою очередь, не прекращались до самого последнего момента. Лишь в середине октября 1941 г., когда враг вторгся в пределы области, школы прекратили работу. Но отдельные учителя продолжали заниматься с ребятами в условиях прифронтовой полосы. Некоторые учителя и многие ученики по разным причинам не сумели эвакуироваться и были вынуждены остаться на захваченной врагом территории. Находясь рядом с линией фронта и в тылу врага, ученики школ показывали образцы подлинного героизма в великой битве за свободу своей Родины. Они собирали деньги на постройку танков и самолетов, металлический лом, лекарственные растения, высылали подарки войнам Советской Армии, работали в госпиталях, помогали семьям фронтовиков.

1950 г.

Печать Тульского областного института повышения квалификации.

1953 г.

Методическое пособие «О политехническом обучении в школе». Тульский областной институт усовершенствования учителей.

1955 г.

Методическое пособие Тульского областного института усовершенствования учителей «В малокомплектной школе».

СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (1991 г. – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

(к мероприятию "лучший музей")

Произошедшие в 1990-е гг. в России кардинальные перемены в политической, социально-экономической и других сферах жизни страны настоятельно требовали модернизации российского образования. После распада СССР ушли в прошлое коммунистическая идеологизация духовной жизни, государственная регламентация всех сфер культуры, была ликвидирована монополия государства на образование, учебные заведения стали более самостоятельными в определении направлений учебной деятельности. В свете сложившихся обстоятельств, в 1991 г. первым указом президента Бориса Ельцина стал указ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». Согласно данному документу, в общеобразовательных школах вводился новый базисный учебный план, временные государственные образовательные стандарты, осуществлялся переход массовой российской школы на вариативное обучение. Образование в России приобретало гуманистический и дифференцированный характер. Разрабатывались программы и учебники нового поколения. Внедрялись новые формы организации учебного процесса, создавались новые образовательные комплексы типа «детский сад – начальная школа», «детский сад – гимназия (школа)», «школа – ПТУ», «школа (гимназия) – высшее учебное заведение» и т. д. Были введены новые гуманитарные предметы и курсы

1991 г.

Фото с конкурса «Учитель года».