Музей истории развития образования в Тульской области

Тула, ул. Ленина, д. 22а
+7 4872 56-73-62 доб. 144

Экскурсии

Очерки из истории быта тульского купечества.

Библия или книги Священного Писания Ветхого и Нового завета.
Четвертое издание, стереотипное. Санкт-Петербург: Российское Библейское общество, 1820 год.

Российское библейское общество, основанное в 1813 году, ставило своей целью издание и распространение книг Священного Писания среди народов Российской Империи. Его появление стало результатом деятельности Британского общества, распространившего свою сеть до Финляндии, где впервые было основано его отделение на территории Российской Империи. В 1815 году, после победоносного возвращения из освобожденной от Наполеона Европы, император Александр I повелел переводить тексты Священного Писания на языки народов империи. Так начал создаваться русский перевод Библии.

Библейское общество занималось изданием текстов Писания на разных языках, в том числе стереотипных изданий на церковнославянском языке. Стереотипный способ позволял использовать однажды набранные доски для печатания, что существенно удешевляло цену книг. Специально для таких изданий в Петербурге была открыта первая в России стереотипная типография, заказанная в Англии в 1815 году. Некоторые высшие церковные иерархи отрицательно относились к деятельности Библейского общества. Они считали, что привилегия чтения и толкования Библии должна принадлежать исключительно духовенству и что не следует давать народу возможность читать и изучать ее самостоятельно. В 1824 году митрополит Серафим просил царя запретить Библейское общество, что было реализовано только Николаем I в 1826 году.

Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа.
На славянском и русском языках.
Москва: Синодальная типография, 1905 год

В настоящем издании, наряду с церковнославянским текстом, содержится русский перевод Нового Завета. В 1875 году была закончена проводившаяся в течение многих лет работа по созданию первого полного перевода Библии на русский язык. Первым опытом перевода на русский язык части Нового Завета считается перевод Послания к римлянам, выполненный в конце XVIII века архиепископом Мефодием, профессором Московской Славяно-греко-латинской академии. Перевод этот печатался несколько раз Московской Синодальной типографией параллельно со славянским текстом. В 1816 году в Петербургской Духовной академии началась работа по переводу на русский язык всего Нового Завета, чтобы предоставить читателю толкование славянского текста. В 1819 году в Петербурге Российским Библейским обществом была опубликована параллельно со славянским текстом первая часть перевода – перевод Евангелий. Публикация перевода была закончена в 1821 году. Этот славяно-русский Новый Завет был издан в России несколько раз. Он не вполне точно соответствовал славянскому тексту, при его создании были использованы переводы Нового времени на западноевропейские языки. В 1860–1862 годах, после решений Синода 1856–1859 годов о необходимости возобновления работы над русским переводом Библии, в Петербурге была опубликована новая редакция перевода, подготовленная русскими духовными академиями. Ее подготовка шла под наблюдением митрополита Московского Филарета. Она вошла в русскую Библию 1876 года, впоследствии неоднократно переиздававшуюся в России и за рубежом.

Октоих
Сиречь Осмогласник (с 5-го гласа по 8-ой).
Москва: Синодальная типография, 1906 год

Октоих – богослужебная книга Православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней, кроме того, еще малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги), или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Название восходит к одноименной византийской ладовой системе, известной также как «осмогласие». Октоих был составлен в начале VII века; а в VIII веке отредактирован и дополнен святым Иоанном Дамаскином. В дальнейшем редактирование Октоиха продолжалось, в него вошли песнопения, написанные в IX веке: каноны на буднях Феофана Начертанного и Иосифа Песнописца; восемь троичных канонов воскресной полунощницы митрополита Смирнского Митрофана. Еще позже в Октоих вошли троичны воскресной полунощницы Григория Синаита, написанные в XIV веке. Часть песнопений в Октоихе не подписана, и их авторство неизвестно.

Ирмологий

Москва: Синодальная типография, 1913 год

Ирмологий – богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из октоиха и праздничных канонов из минеи и триоди. Как одножанровая певческая книга, ирмологий сложился в X веке в Византии. В русской традиции существуют два вида ирмология – богослужебный, содержащий полные словесные тексты канонов, и певческий, включающий только ирмосы воскресных и праздничных канонов, седмичных служб Октоиха и другие песнопения. Структура ирмология подчинена системе осмогласия; внутри каждого гласа ирмосы расположены в порядке следования девяти песен канона. Ирмосы изложены знаменным распевом. Ирмологий полного состава содержит около 1050 ирмосов.


Икона «Никейское чудо», Тула. Начало ХХ века

Святой Николай Чудотворец считается защитником и покровителем Тулы, покровительствует купцам. По легенде, икона Николая Тульского была найдена казаком Ермолаем в начале XVI века на болотистом месте недалеко от Тульского кремля. В честь этого образа рядом с Кремлем был построен храм, названный Никола-на-Площади. Сюда и поместили найденную икону. В середине XIX века церковь снесли, а на ее месте в 1842 году построили ныне действующую церковь Преображения Господня Успенского монастыря по проекту архитектора Федосеева. До революции в Туле было девять храмов во имя Святого Николая, сейчас осталось три.

Никейское чудо – один из самых распространенных иконографических типов изображения Святого Николая Угодника, одного из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Самая древняя из таких икон написана примерно в XIII веке.

В иконографии святителя иногда выделяют иконы Николы Зимнего и Николы Вешнего, соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» – с непокрытой головой. Существует предположение, что иконография Николы Зимнего возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображен без головного убора, и сделал замечание духовенству. На большинстве икон по сторонам главы Святителя Николая имеются также небольшие образы Господа Иисуса Христа с Евангелием и Пресвятой Богородицы с архиерейским омофором в руках. В нашем случае изображен Никола Вешний.


Купечество. Калильный утюг №4 завода купчихи Холиной. Тула, конец XIX в.

Калильный утюг предназначался для глажки одежды. В отличии от угольного утюга, куда помещался горячий уголь и разогревал поверхность, калильный ставили на печь, тем самым нагревая его. На данном утюге имеется клеймо «ЕХ № 4», где номер отражал типоразмер продукции, а ЕХ – это монограмма, означающая первые буквы имени владелицы завода – Екатерины Холиной. Екатерина Ефимовна Холина – тульская купчиха, владела небольшим заводом, оснащенным 4 токарными станками и 1 паровой машиной в 8 лошадиных сил, в год отливавшим до 25 000 пудов (400 тонн) утюгов и гирь. Параллельно Екатерина Ефимовна являлась заведующей-распорядителем участка церкви Владимирской на Ржавце благотворительного общества «Милосердие» (храм ныне не действует, здание расположено по адресу улица Ленина, дом 15 – практически напротив Института повышения квалификации). Общество «Милосердие» было создано в 1875 году по инициативе тульского губернатора С.П. Ушакова. Как говорилось в Уставе, основной его целью являлось «вспомоществование бедным в видах прекращения нищенства в Туле». Среди учредителей и основных вкладчиков были известнейшие тульские промышленники, купцы, чиновники и дворяне: братья Сушкины, Лялины, Васильковы, Баташевы, С.Т. Красноглазов, И.И. Ломов, И.К. Платонов, Н.Н. Бухонов (его имя до сих пор носит переулок в центре Тулы) и многие другие. В различное время должность заведующего-распорядителя участка церкви Владимирской на Ржавце занимали известный тульский врач, директор больницы «Общества русских врачей», В.И. Смидович, и богатые купцы-промышленники, в том числе Гавриил Воронцов – владелец крупнейшей в Туле гармонной фабрики, и дворяне: князь Леонид Дмитриевич Урусов, барон и баронесса Дельвиг.

Чайная жестяная коробка.

Россия, рубеж XIX-XX вв.

Жестяная коробка предназначена для фасовки чая, составлявшего значительную статью доходов многих купцов с первой половине XVII века. К сожалению, точно не известно, кем и откуда импортировался чай, фасовавшийся в подобные коробки, потому как на поверхности предмета нет никаких маркировок. Однако на жестяной коробке имеются весьма любопытные изображения, повествующие о способах доставки чая: изображение железнодорожного состава, небольшого морского судна, русской тройки и казаков (очевидно, этим подразумевается, что чай импортировался через Малороссию, современную Украину).


Жестяная коробка из-под чая. Товарищество «Караван». Москва, нач. ХХ в.

Еще одна жестяная коробка четко отождествляется с товариществом «Караван», учрежденным в 1893 году одной из крупнейших в России систем акционерных торговых, промышленных, финансовых предприятий второй половины XIX – начале ХХ века «Вогау и Кᵒ» для торговли и обработки разных сортов чая. Все акции «Каравана» принадлежали «Вогау и Кᵒ». Основной капитал на момент создания товарищества составлял 6 000 000 рублей. Наряду с московским отделением существовали также одесское и уфимское чаеразвесочные отделения «Каравана». Товарищество имело свои склады во всех крупнейших городах Российской Империи, поэтому торговля чаем шла как на территории империи, так и за ее границами. Годовое производство составляло 650 тонн чая развеса ¼, ½ и 1 фунт. Контроль качества продукции на фабрике был постоянным и тщательным. Для этого чай закупался на лучших плантациях Востока. Постоянные представительства фирмы действовали на самых важных рынках мира: в Калькутте (Индия), Коломбо (остров Цейлон), в Шанхае и Ханькоу (Китай). Это позволяло покупать чай без участия посредников и в кратчайшие сроки создавать качественный продукт, отвечающий требованиям рынка. После революции Товарищество становится Московской чайной фабрикой, а самый знаменитый чай – «Чай со слоном» выпускается и поныне.

Предметы фарфорового чайного сервиза
производства Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова.
Россия. Кон. XIX – нач. XX вв.

Развитие потребления чая способствовало подъему тех отраслей промышленности, которые были прямо или косвенно связаны с чайной торговлей. В XIX веке получил известность и русский фарфор — первоначально чайную посуду, по инициативе Екатерины II, начали выпускать небольшими партиями на Императорском фарфоровом заводе, впоследствии этим занялись многочисленные частные фирмы. Во второй половине XIX века основным производителем «массового» чайного фарфора стало Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, в которое вошли многие ранее самостоятельные фарфоровые и фаянсовые фабрики России. В начале XX века каталоги фарфоровых заводов содержали сотни видов чайных пар, сервизов и отдельных предметов сервировки чайного стола любых форм, размеров и расцветок, на любой вкус.


Полоскательная чаша для самовара (капельник) – предмет чайного сервиза в виде цилиндрической фарфоровой миски нежно-зеленого цвета, украшенной цветочным орнаментом. Предназначался для сбора воды из самовара и ополаскивания чашек во время чаепития.
Сахарница – предмет чайного сервиза в виде сужающегося сосуда нежно-зеленого цвета, с двумя ручками и крышечкой с ручкой, украшенного цветочным орнаментом. Применялся для подачи сахара на стол к чаепитию.
Чайник – предмет чайного сервиза в виде плавно сужающегося цилиндра нежно-зеленого цвета, с носиком, ручкой и крышкой с ручкой, украшенного цветочным орнаментом. Предназначался для заваривания чая.

Фаянсовая посуда производства Товарищества производства
фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова.
Российская империя. Кон. XIX – нач. XX вв.

На территории Российской Империи фаянс стали производить в XIX веке. Из близкого к фарфору фаянса изготавливались недорогая посуда, сантехнические изделия, облицовочная плитка и пр. Для изготовления изделий из фаянса используются те же компоненты, что и для фарфора, но в ином соотношении, из них примерно 85% процентов составляет глина. Температура обжига фаянса от 1050 до 1280 °С. Внутри он мелкопористый и плотный. Пористость способствует его водопоглощаемости, которая может достигать 12%, поэтому фаянс покрывают прозрачной или непрозрачной глазурью. Нестандартные и художественные изделия формуют вручную. Высушенные в специальных камерах, они проходят процедуры чистки и правки, после чего помещаются в закрываемые огнеупорные формы и обжигаются. Обжиг проходит в два этапа. Сначала он делается для формирования черепка, затем на изделие наносится слой глазури, которая во время обжига расплавляется. После охлаждения получается спеченная с черепком стекловидная поверхность.


Основание выполнено в виде листа растения, на котором покоится емкость овальной формы в виде огурца, к которой крепится небольшая с-образная ручка. Внутренняя поверхность и донце покрыты белой эмалью. Функциональное назначение- для подачи сливочного масла на стол.

Глубокое блюдо серо-голубого цвета, орнаментированное барельефным изображением виноградной лозы зеленого цвета. Выполнено в стиле модерн. Функциональное назначение- для подачи на стол печений и сухарей.

Самовар банкой «Товарищество Паровой Самоварной фабрики
наследников Василия Степановича Баташева в Туле».
Российская империя, Тула. Кон. XIX – нач. XX вв.

В Туле широко развилось производство самоваров. Если во второй половине XVII века самовары производились практически поштучно, то к 1850 году в Туле действовало 28 самоварных фабрик, а общий выпуск самоваров достигал 120 000 в год. В конце XIX века в Туле существовало более 10 фабрик однофамильцев Баташевых. Самая ранняя из них основана И.Г. Баташевым в 1825 году, а самая крупная – фабрика В.С. Баташева – возникла в 1840 году. В 1898 году был утвержден устав «Товарищества паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле». Новая фабрика была выстроена в конце XIX века в Туле на Грязевской улице (теперь улица Лейтейзена, дом 12). Это была первая паровая самоварная фабрика в России. Фабрика занимала огромную территорию, застроенную одно- и двухэтажными корпусами, поставленными прямоугольником. Длинное административное здание стояло углом, фасадом на две улицы, было украшено лепниной, полуколоннами и ажурным балконом.

В начале XX века фабрика наследников В.С. Баташева выпускала 54 различных фасона самоваров. Именно эта фабрика стала лучшей самоварной фабрикой Тулы в начале XX века. В 1915 году она выпускала ежегодно 120 000 самоваров на сумму 1 605 755 рублей. Прославленные баташевские самовары, лучшие по качеству и отделке, быстро раскупались, принося большой доход фабриканту. Ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без тульского самовара производства фабрики Баташева.



Рекламная ложечка для соли фирмы «Д.И. Филиппов»,

нач ХХ вв.

Ложечка для соли имеет с оборотной стороны выштамповку «Д.И. Филлиповъ», что позволяет отождествить данный предмет с рекламной продукцией фирмы «Д.И. Филлипов», являвшейся поставщиком императорского двора. Булочная знаменитого придворного пекаря находилась и в Туле. 1 ноября 1908 года газета «Тульская молва» сообщила: «Придворный пекарь Д.И. Филиппов уведомляет почтеннейшую публику об открытии с сего первого ноября отделения придворной пекарни магазина на Посольской улице в доме Соборного». Владельца придворной пекарни Дмитрия Ивановича Филиппова к тому времени уже хорошо знали в Туле. Он был достойным преемником своего отца, Ивана Максимовича Филиппова, поставлявшего хлеб к императорскому двору и имевшего около сорока хлебных магазинов в крупнейших городах России. Всю торговую сеть, высокий статус и право печь хлеб для императора и его семьи унаследовал сын Дмитрий. В Туле он начал работать в 1880-е годы: открыл несколько магазинов – на Киевской (нынешний проспект Ленина) и на Посольской (нынешняя Советская), где продавался хлеб из собственной пекарни. К 1884 году «кондитерский завод» Д.И. Филиппова производил почти 70% хлебобулочных изделий в Туле.

Не удивительно, что именно к Филиппову в 1891 году, во время страшного голода из-за засухи и неурожая, обратился за помощью глава Тулы Ф.Г. фон Гилленшмидт. Филиппов принял решение продавать бедным хлеб со скидкой – по две копейки за фунт (410 граммов), доплачивая полкопейки из своих собственных средств. Ежедневно в течение лета – осени 1891 года Филиппов отпускал беднякам по восемь пудов (пуд – 16 кг) дешевого черного хлеба. Открытие нового магазина и пекарни на улице Посольской стало последним, что успел в своей жизни Д.И. Филиппов. Через месяц после новоселья, 9 декабря 1908 года, придворный пекарь скончался, о чем с прискорбием писали все тульские газеты. После смерти владельца магазин перешел в ведение Администрации по делам Д.И. Филиппова, но над вывеской булочной на улице Посольской по-прежнему висел российский герб с императорской короной – лучший знак качества товара в дореволюционной России. 3 марта 1917 года, когда до Тулы дошли известия из столицы о свержении императора, булочники Филиппова стали первыми из сбросивших с фасада здания герб «поставщика Двора его Величества». Магазин на бывшей Посольской улице продолжал существовать долгие годы, причем его по старинке называли Филипповским, вплоть до 2001 года.

Здание Тульского коммерческого училища. Почтовая открытка.

Москва. Нач. ХХ в.

Тульским купеческим обществом дело о создании в Туле коммерческого училища было возбуждено 20 июля 1899 года. Для составления проекта устава училища была избрана комиссия в составе 8 лиц под председательством купца I гильдии Сергея Федоровича Занфтлебена. Делопроизводителем комиссии был избран Александр Афанасьевич Назаревский, который был командирован Тульским купеческим обществом в город Козлов, где к тому времени уже существовало коммерческое училище. В 1900 году была приобретена усадьба купцов Добрыниных, находящаяся на пересечении Петропавловской, Георгиевской и Суворовской улиц (нынешних улиц Ленина, Братьев Жабровых и Красноармейского проспекта). Коммерческое училище было торжественно открыто 4 сентября 1901 года. В течение 1900–1904 годов по проекту к основному зданию усадьбы были пристроены два каменных корпуса, в которых были размещены учебные кабинеты. Строительство третьего бокового (правого) корпуса закончилось лишь к началу 1904/1905 учебного года. Прекратило оно свое существование в 1918 году.

Учащиеся должны были носить форменную одежду, утвержденную в установленном порядке. В буднее время они носили черную куртку. Парадный черный мундир украшался зеленым воротником, к углам которого прикреплялись крылья Меркурия – бога торговли и покровителя путешественников. Однобортный мундир застегивался на золоченые пуговицы. На голове ученики носили черную фуражку с зеленым околышем. На кокарде размещался герб со знаком Меркурия и буквы ТКУ («Тульское коммерческое училище»).

Поясная пряжка ТКУ, нач. ХХ в.

Пряжка является частью поясного кожаного ремня, одеваемого на шинель, блузу или киталь – форменную одежду Тульского коммерческого училища. На лицевой стороне имеется надпись, выполненная горизонтальной чеканкой: «ТКУ», то есть «Тульское коммерческое училище».

Мундирная пуговица с изображением кадуцея, нач. ХХ в.

На лицевой стороне имеется выштамповка в виде кадуцея – посоха со змеями и крыльями, символа Меркурия, покровителя торговли. Кадуцей являлся символом Министерства торговли и промышленности Российской Империи, курировавшего коммерческие училища.

Монета образца 1859 года отчеканена из серебра 500-й пробы. Лицевая и оборотная стороны имеют выступающий по окружности кант с 98 обращенными внутрь зубцами. Гурт монеты состоит из множества вертикальных насечек. Примечательно, что в верхней части монеты высверлено небольшое отверстие. Скорее всего, серебряная монета носилась как украшение.